Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование конструкторских способностей и развитие технического мышления через интегрирование инновационной технологии ТРИЗ и РТВ»
Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ
«Ожившие предметы»»
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.
- Научить видеть объекты окружающего мира как
многофункциональные, разносторонние.
- Научить ребенка выделять противоречия между
объектами окружающего мира.
- Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
- Научить решать фантастические, сказочные, игровые
задачи с помощью приемов ТРИЗ.
- Научить находить выход и эффективно решать
реальные ситуации.
Основные методы ТРИЗ
Основными из них можно назвать следующие.
·
Мозговой штурм.
В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача.
Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при
помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное
решение.
Каждый
предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что
такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод
развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее
воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что
любую проблему можно решить.
·
"Да-нет-ка"
– своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак
предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным
к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения.
Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
·
Синектика –
метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую
аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность
побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет
сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что
находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы
из сложной ситуации.
·
Морфологический
анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной
задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
·
Метод фокальных
объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются
подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на
первый взгляд).
Метод
Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно
ненужным, на первый взгляд, предметам.
Цель: Развивать у детей
эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями,
характерами
Развивающая: развивать образное, логическое мышление,
творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Образовательная: формировать умение работать над
замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму
частей, их расположение, относительную величину.
Воспитательная:
воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к
материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность,
эстетический вкус.
Как оживить предмет?
Нарисовать,
дорисовать,
Приклеить
части к рисунку,
Сделать
из чего-либо, доделать,
Самому
войти в образ (превратится)
Как оживить предмет?
Оживить
с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка …)
Пригласить
волшебника
Самому
стать волшебником (джином…)
Прочитать
магические заклинания
В младшем дошкольном возрасте
«Оживление» сначала проводит сам взрослый, а
затем эту роль на себя берут уже сами дети.
Здесь показывается прозрачный
экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и
ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “оживает”
Это обыгрывание предметов очень
нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет
начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо
развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер,
форма, величина), развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к
окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.
• Для
детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным
приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.
- Волшебник Оживления коснулся
ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т.
д.
- Птички в клетке коснулся
Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас
какая она?
• В
средней группе рекомендуется усложнение
игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.
- Что будет с игрушками (с
одеждой), если их коснется Волшебник Оживления?
- Что случится с животными и
растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?
• В
старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной
технологической цепочке с самостоятельным использованием приема
статики-динамики.
• В
течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения
при знакомстве со сказками, легендами, мифами.
Прием оживления: дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок,
снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в
сказках и т.п.
Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица,
Настенька (“Морозко”)…
Продуктивная деятельность:
•
Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;
• Рисование
(универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и
спать, и т.д.);
• Конструирование “Я могу сделать только это…” (ребенок сам
выбирает материал и тему), далее объясняется “Мы можем много всего сделать из
данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”
• На
основе этого приема происходит
• и
закрепление сказок,
• и
инсценирование,
• и
драматизация,
• развиваются
артистические способности,
• формируется
речь,
• развиваются
коммуникативные навыки и умения
• и
конечно же творческие способности.
Кредо триз.
Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален,
но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме
затрат достичь максимального эффекта