|
«Воспитание
культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста»
Культурно-гигиенические
навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности,
содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только
требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны
понимать, что если они регулярно будут соблюдать эти правила, то у них
проявляется уважение к окружающим и возникнет представление о том, что
неряшливый человек, не умеющий следить за собой, своей внешностью, поступками,
как правило, не будет одобрен окружающими людьми.
Воспитание у детей
навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их
здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В
конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил
и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и
взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому,
чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а
гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей
приучают к выполнению элементарных правил: самостоятельно мыть руки с мылом,
намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться
индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить,
чтобы все вещи содержались в чистоте.
|
|
|
|
Далее
Формирование навыков
личной гигиены предполагает и умение детей быть всегда опрятными, замечать
неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослых их устранять.
Культуру еды часто
относят к гигиеническим навыкам, но она имеет этический аспект- ведь поведение
за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто
приготовил пищу.
Гигиеническое
воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культурного поведения и
имеет следующие задачи:
·
приучить детей правильно сидеть за столом во время
еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу;
·
уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой;
·
учить тому, что, чем и как едят (хлеб, котлета, салат,
суп, каша, бутерброд, запеканка);
·
познакомить с разновидностями посуды (чайная,
столовая);
·
учить сервировать стол к чаю;
привлекать внимание к
заданному образцу правильного общения во время приема пищи (разговаривать
вполголоса, доброжелательным тоном, не говорить с набитым ртом, уважительно относиться
к просьбам и желаниям детей).
Воспитание
культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного
решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом
возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в
процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости
соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно
добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной
последовательности.
Однако для более
успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода
дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы,
используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском
саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического
воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о
значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических
процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных
упражнений. Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической
культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используем
некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры: «Чистоплотные дети», «Встречаем
гостей», «Наряжаем куклу» и т.д. Интересны детям и литературные сюжеты
"Мойдодыр", "Федорино горе" и др. На их основе можно
разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми.
Все сведения по
гигиене прививаются детям в повседневной жизни в процессе разнообразных видов
деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти
благоприятный момент для гигиенического воспитания.
Для закрепления знаний
и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Детям,
которые дежурят по столовой, нужно не только уметь правильно накрыть стол и
ставить посуду, но и твердо усвоить, что, перед тем как приступить к выполнению
своих обязанностей, необходимо тщательно помыть руки с мылом, привести себя в
порядок, причесаться.
Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т.д.). И еще одно условие, необходимое для успешного культурно-гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять данные навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Важно, чтобы взрослые подавали ребенку пример, сами всегда их соблюдали.