пятница, 8 февраля 2019 г.

 Выступление на педагогическом совете на тему «Формирование конструкторских способностей и развитие технического мышления через интегрирование инновационной технологии ТРИЗ и РТВ» 


Семинар-практикум «Использование приёма ТРИЗ
«Ожившие предметы»»

ТРИЗ –краткая историческая справка
Теория решения изобретательских задач является одной из самых уникальных методик для развития творческих способностей ребенка. Ее основателем в 1956 году стал Г. С. Альтшуллер – советский инженер. Он считает, что любой желающий может научиться изобретать, и для этого не нужно иметь врожденный талант.

Задачи ТРИЗ в дошкольном воспитании – это:
  1. Научить видеть объекты окружающего мира как многофункциональные, разносторонние.
  2. Научить ребенка выделять противоречия между объектами окружающего мира.
  3. Научить ребенка фантазировать и изобретать новое.
  4. Научить решать фантастические, сказочные, игровые задачи с помощью приемов ТРИЗ.
  5. Научить находить выход и эффективно решать реальные ситуации.
Основные методы ТРИЗ
Основными из них можно назвать следующие.
·         Мозговой штурм. В процессе этого занятия перед детьми ставится изобретательская задача. Учащиеся же, в свою очередь, стараются найти различные способы ее решения при помощи перебора ресурсов. Необходимо приложить все усилия, чтобы найти идеальное решение.
Каждый предложенный вариант решения оценивается с позиции "что такое хорошо, что такое плохо". Из всего имеющегося выбирается оптимальное. Этот метод развивает у ребенка способность анализировать, оказывает стимулирующее воздействие на творческую активность в поиске новых ответов, показывает, что любую проблему можно решить.
·         "Да-нет-ка" – своеобразная игра, которая позволяет детям научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям, а также быть внимательным к высказываниям других ребят, строить на основе их ответов свои предложения. Этот метод ТРИЗ в развитии речи дошкольников играет не последнюю роль.
·         Синектика – метод аналогий. Он подразделяется на несколько направлений: эмпатию, прямую аналогию и фантастическую. В первом случае детям предоставляется возможность побыть в качестве объекта проблемной ситуации. В прямой аналогии ребенок ищет сходные процессы в других сферах. Фантастическая аналогия отвечает за все, что находится за гранью реальности, и тут можно предложить самые невероятные выходы из сложной ситуации.
·         Морфологический анализ необходим для того, чтобы проверить все варианты решения поставленной задачи, которые могли быть упущены в ходе обычного перечисления.
·         Метод фокальных объектов заключается в том, что к определенному явлению или предмету пытаются подставить свойства и характеристики того, что ему совершенно не подходит (на первый взгляд).
Метод Робинзона научит дошкольников искать применение любым, даже совершенно ненужным, на первый взгляд, предметам.

 Ожившие предметы
Цель: Развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами
Развивающая: развивать образное, логическое мышление, творческую фантазию, воображение, умение видеть необычное в обычном.
Образовательная: формировать умение работать над замыслом, закрепить умение рисовать изображаемый предмет, передавая форму частей, их расположение, относительную величину.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, усидчивость, точность, бережное отношение к материалам и инструментам, трудолюбие, добросовестность, старательность, эстетический вкус.
Как оживить предмет?
         Нарисовать, дорисовать,
         Приклеить части к рисунку,
         Сделать из чего-либо, доделать,
         Самому войти в образ (превратится)
Как оживить предмет?
         Оживить с помощью волшебного инструмента (волшебная палочка …)
         Пригласить волшебника
         Самому стать волшебником (джином…)
         Прочитать магические заклинания
 В младшем дошкольном возрасте
 «Оживление» сначала проводит сам взрослый, а затем эту роль на себя берут уже сами дети.
Здесь показывается прозрачный экран, на котором нанесены (наклеены, нарисованы) глаза, рот, нос, ручки и ножки, а туловища нет. Если его приложить к любому предмету, предмет “оживает”
Это обыгрывание предметов очень нравится детям и воспитывает эмпатийное отношение к окружающему. Когда предмет начинает рассказывать о себе в лице ребенка (эмпатия) здесь происходит помимо развития воображения, фантазии и закрепление сенсорных эталонов (цвет, размер, форма, величина), развивается и совершенствуется речь ребенка, его интерес к окружающему миру, что немаловажно в этом возрасте.
•          Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются упражнения с поочередным приглашением Волшебников Оживления и Окаменения.
- Волшебник Оживления коснулся ваших стульев. Давайте покажем, как они побежали, как стали разговаривать и т. д.
- Птички в клетке коснулся Волшебник Окаменения. Покажите, как она прыгала, клевала зернышки, а сейчас какая она?
•          В средней группе рекомендуется усложнение  игр. Производятся преобразования части объекта, места его нахождения.
- Что будет с игрушками (с одеждой), если их коснется Волшебник Оживления?
- Что случится с животными и растениями в уголке природы, если его навестит Волшебник Окаменения?
•          В старшем дошкольном возрасте организуются игры согласно представленной технологической цепочке с самостоятельным использованием приема статики-динамики.
•          В течение всего дошкольного периода следует вычленять прием оживления-окаменения при знакомстве со сказками, легендами, мифами.
    Прием оживления: дерево – Буратино, овощи – Чиполлино, тесто – Колобок, снег – Снегурочка, металл – Железный Дровосек, говорящие зеркало и голова в сказках и т.п.
   Прием статики: заснувшая царевна, Белоснежка, Спящая Красавица, Настенька (“Морозко”)…
Продуктивная деятельность:
•          Лепка посуды, которой коснулся Волшебник Оживления Всемогу;
•          Рисование (универсальный костюм, в котором можно и ходить в гости, и плавать под водой, и спать, и т.д.);
•          Конструирование   “Я могу сделать только это…” (ребенок сам выбирает материал и тему), далее объясняется “Мы можем много всего сделать из данных заготовок и с использованием дополнительных средств).”
•          На основе этого приема происходит
•          и закрепление сказок,
•          и инсценирование,
•          и драматизация,
•          развиваются артистические способности,
•          формируется речь,
•          развиваются коммуникативные навыки и умения
•          и конечно же творческие способности.
Кредо триз.
Каждый  ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта